26-06-2009, 02:54 PM
Домовой - дух и хранитель дома.
Никакой дом не стоит без домового, в этом крестьяне были абсолютно уверены. Оттого и имен у невидимого хозяина двора и дома множество: Он, Сам, Чур, «дед», «дедко», дедушко, суседко, хозяин, дворовый, дворовушка, кормилец (кормильчик), «господарь», «большак», «братанушко», «доброхотушко» и др.
Иногда считалось, что Домовой имеет семью - жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть Мара. В отличие от самого домового его семейство никогда не бывает не только видно, но и слышно.
В старые времена различали духа, обитающего во дворе (дворовой), и собственно духа дома (домовой), но чаще их смешивают, полагая, что домовые живут в домах, но еще и помогают ухаживать и за скотом. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Поэтому старались приносить «жертвы Домовому» (немного еды) в хлев, где он мог жить. Враждебно настроенный домовой мог мучить скот и приносить значительные убытки хозяйству. Считалось, что Домовой частенько сближался с нечистой силой. Хотя и способен ей противостоять. Домовой также может предсказывать судьбу.
Исследователи полагают, что некоторые обряды, относящиеся к Домовому, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Белесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового - точно так же связывали Белеса (Волоса) с поверьями о волосах.
Где обитает Домовой
И все-таки, русская печь – самое излюбленное место пребывания домового: он даже «сбрасывает» старух с печи, если они постоянно занимают печку. Так рассказывала одна бобылка (Московская губерния). Она была больная и не слезала с печи. Домовой ее толкал, только она все время упирается: «Не пущу родимый, самой некуда». Ну, он взял ее да и сбросил – сам на печку полез.
За печку бросали мусор, чтобы «Домовой не перевёлся».
Домовых можно поискать у порога, в углу, в подполе, чулане, на чердаке, за стеной. А вот в ванную комнату (или баню) домовые вообще не заходят (там обитают другие существа).
А вообще, Домовой любит сам выбирать себе место жительства в доме или квартире, и уж коли выбрал – так ни в жизнь не уйдёт.
Происхождение Домового
Существует легенда о происхождении «домашней» нечисти (как, в про чем, и всей иной нечисти; данная легенда имеет много вариаций, но суть примерно одна):
Когда Сатана восстал против Бога и тот в наказание сбросил его с небес вместе со всеми непокорными и злыми ангелами, некоторые из них во главе с Сатаной – пролетели сквозь землю прямо в ад. Но иные, не будучи так уж отягощены грехами и злом, в ад не попали, а остались на земле в обликах земной нечисти – леших, водяных, кикимор, русалок... А те, кто был подобрее прочих или раскаялся, уже будучи сброшен с небес, превратились в нечисть «домашнюю». Домовой, как предводитель домашней нечисти, так же появился именно таким образом. Из всех нечистых, он – один из наиболее дружелюбных по отношению к человеку
По белорусским поверьям Домовой появляется из яйца, снесённого петухом, которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда вылупляется змеёныш-Домовой.
Бытовало также поверие, что Домовые - это люди, умершие без причастия.
Менее распространенная версия, что домовым духом может стать существо, случайно или намеренно погубленное в пределах дома во время его строительства. Бытовали представления, согласно которым любое существо, измеренное мастером-строителем (мерка зарывается под одним из углов будущего дома), умирает, обращаясь в домового, но сохраняя прежние отличительные черты, привычки – например, мяукая и царапаясь, если была измерена кошка, и т. п.
Как выглядит Домовой?
Мало кто видел домового, чаще всего слышали его голос. Он шумит, бродит ночами по комнатам, вздыхает и бормочет.
Домовой в разных уголках России выглядел по-разному. Для жителей Смоленщины это - «седой старик с непокрытой головой, одетый в длинную белую рубаху»; в Вологодском крае - «небольшой старик с длинными седыми волосами и бровями, с сердитым выражением лица, кривыми ногами, тело, кроме рук с длинными ногтями и лица, покрыто белой шерстью»; орловский крестьянин уверял, что домовой - «черный, лохматый, здоровый как медведь, на голове шапка»; на русском Севере он являлся в облике хозяина того дома, где обитал, или же маленького старичка, покрытого шерстью.
По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу (мышь) или лягушку. Бывало, появлялся в виде тени на стене.
Не гневи Домового!
У русских крестьян преобладает уважительное, с некоторой опаской отношение к домовому. Домовой - рачительный хозяин, он любит семьи, где между людьми царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и порядке.
При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить Домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Ведь без людей домовой жить совершенно не может. Позабытый в заброшенном доме или на пепелище, лишившийся крова и хозяев домовой горько плачет, воет, кричит... Без человеческого общества домовой лютеет – становиться злым и агрессивным. Увы, таких домовых следует прогонять или, если хватит сил, убивать. Его уже снова невозможно приучить к людям.
В хороших семьях после ужина всегда оставляли на столе «харч для домового». «Хозяина» обязательно «кормили», т.е. угощали по большим праздникам (на Рождество, под Новый год, в Чистый четверг, а также перед Великим постом).
Были и особые праздники «домоведушки». Например на Ефрема Сирина (10 февраля), справляли именины домового. Если в этот день не оставить «дедушке» гостинца (хлеб, блины, соленую кашу на покрытом скатертью столе), то он в общем-то, из доброго существа может превратиться во вредного, и тогда все дела в доме пойдут наперекосяк. При этом приговаривали: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», «Хозяинушка-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води». После же праздничного ужина «суседко» весь год бывал смирен и услужлив.
На Федору (9 июня) домовой устраивается спать на венике, и его по неосторожности можно вынести из дома вместе с мусором. Поэтому, чтобы не ушли из жилья покой и уют, в этот день на Руси вообще не мели полы.
А в День Иоанна Лествичника (12 апреля) домовой начинал беситься до полуночи, как запоют петухи.
Необходимо знать и о привычках, способных обидеть Домового.
Домовой не выносит свист и иногда может почти сразу покинуть дом.
Домовых серьёзно раздражает табачный дым: этот дым потом никуда не выветривается, он оседает на мебель и скапливается по углам квартиры.
Неприятных гостей домовой будет стараться выжить всеми силами: он начинает душить их, давить на них. Приближение порчи домовой чувствует заранее. Если, к примеру, к вам в гости зашел недобрый человек с черными мыслями, принеся с собой ворох черноты, зависти, то домовой начинает беспокоиться. Если хозяин квартиры не слышит нашептываний домового, то последний пускается на все чтобы обратить на себя внимание. У недоброго гостя может вырваться из рук кружка и разбиться, разлиться что-нибудь на скатерть. Иногда посуда бьется у самого хозяина – это тоже предупреждение.
Так же никогда не стоит оставлять на ночь на столе колющие и режущие предметы (вилки, ножи, ножницы) и некоторые продукты (лук, чеснок, перец, соль) – всё это очень мешает домовому бороться против злых сил и защищать дом.
Общение с Домовым
Бытует мнение, будто после разговора с домовым можно онеметь или остаться заикой на всю жизнь. Поэтому лучше просто прислушиваться к Домовому.
А знаки домового наши предки понимали. Загремит посудой - будь осторожен с огнем. Заохает или заплачет - к горю. Намочит кого ночью - о болезни предупреждает. Выть начнет, дверями и ставнями хлопать - к покойнику. Но если ночью лапой своей мягкой погладит либо смеяться начнет или на гребешке заиграет - к радости.
Бывало, ночью наваливался Домовой на грудь человека и будил этим, и наши предки быстро спрашивали: «К добру или к худу?» И «дедушко» отвечал человеческим голосом, но тихо, будто ветер листьями прошелестит. Смельчаки сбрасывали его на пол, как кошку. Суседко при этом «крякал», но на такое обращение не обижался - сонному человеку все простительно.
Обращались к Домовому и за помощью. Так, если девица сомневалась в данном слове ее жениха и начинала опасаться, что он ее обманет и не женится на ней, то она прибегала к следующему обряду.
В любой четверг, кроме праздничных, оставшись одна дома, встань посреди комнаты, три раза перекрестись, три раза поклонись и прочти челобитную на домового:
Домовой домовик, головам головик, бережень дома, домовой балки, пола и подпола, людей домашних, скота и домашних птиц, заступник обманутых девиц, помоги мне, подсоби мне, выкликни, выкрикни, замани мне в мужья венчаные раба Божьего (имя), чтоб тянуло его в мой дом, на мою дорогу, к моему порогу, к моей двери, мне, рабе Божьей (имя), помоги, в сужены, ряжены раба Божьего (имя) дай. К моему порогу его сватов направляй. Аминь.
При этом бросали в подпол сахару или конфету.
Домовой помогает найти пропавшие вещи. Для этого его нужно просто попросить об этом: «Хозяин-батюшка, помоги, подскажи, где лежит то-то и то-то...». Или: станьте в угол комнаты и обратитесь к домовому: «Домовой, домовой, поиграй и отдай».
Если Домовой враждебно настроен
Если Домовой творит в доме всякие бесчинства, приносит беды, нужно попробовать договориться с ним всеми доступными способами: и пожурить, и поругать, и приласкать, и только если уж ничего не выходит, и он действительно очень злой, тогда выгоняйте, но помните, без домового житье худо.
Берите веник и, приговаривая: «Выметаю тебя, чужой, вредный домовой, выгоняю» – метите полы, заглядывая веником в каждый угол. И так каждый день, кроме пятницы, всю неделю.
отсюда
Никакой дом не стоит без домового, в этом крестьяне были абсолютно уверены. Оттого и имен у невидимого хозяина двора и дома множество: Он, Сам, Чур, «дед», «дедко», дедушко, суседко, хозяин, дворовый, дворовушка, кормилец (кормильчик), «господарь», «большак», «братанушко», «доброхотушко» и др.
Иногда считалось, что Домовой имеет семью - жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть Мара. В отличие от самого домового его семейство никогда не бывает не только видно, но и слышно.
В старые времена различали духа, обитающего во дворе (дворовой), и собственно духа дома (домовой), но чаще их смешивают, полагая, что домовые живут в домах, но еще и помогают ухаживать и за скотом. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Поэтому старались приносить «жертвы Домовому» (немного еды) в хлев, где он мог жить. Враждебно настроенный домовой мог мучить скот и приносить значительные убытки хозяйству. Считалось, что Домовой частенько сближался с нечистой силой. Хотя и способен ей противостоять. Домовой также может предсказывать судьбу.
Исследователи полагают, что некоторые обряды, относящиеся к Домовому, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Белесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового - точно так же связывали Белеса (Волоса) с поверьями о волосах.
Где обитает Домовой
И все-таки, русская печь – самое излюбленное место пребывания домового: он даже «сбрасывает» старух с печи, если они постоянно занимают печку. Так рассказывала одна бобылка (Московская губерния). Она была больная и не слезала с печи. Домовой ее толкал, только она все время упирается: «Не пущу родимый, самой некуда». Ну, он взял ее да и сбросил – сам на печку полез.
За печку бросали мусор, чтобы «Домовой не перевёлся».
Домовых можно поискать у порога, в углу, в подполе, чулане, на чердаке, за стеной. А вот в ванную комнату (или баню) домовые вообще не заходят (там обитают другие существа).
А вообще, Домовой любит сам выбирать себе место жительства в доме или квартире, и уж коли выбрал – так ни в жизнь не уйдёт.
Происхождение Домового
Существует легенда о происхождении «домашней» нечисти (как, в про чем, и всей иной нечисти; данная легенда имеет много вариаций, но суть примерно одна):
Когда Сатана восстал против Бога и тот в наказание сбросил его с небес вместе со всеми непокорными и злыми ангелами, некоторые из них во главе с Сатаной – пролетели сквозь землю прямо в ад. Но иные, не будучи так уж отягощены грехами и злом, в ад не попали, а остались на земле в обликах земной нечисти – леших, водяных, кикимор, русалок... А те, кто был подобрее прочих или раскаялся, уже будучи сброшен с небес, превратились в нечисть «домашнюю». Домовой, как предводитель домашней нечисти, так же появился именно таким образом. Из всех нечистых, он – один из наиболее дружелюбных по отношению к человеку
По белорусским поверьям Домовой появляется из яйца, снесённого петухом, которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда вылупляется змеёныш-Домовой.
Бытовало также поверие, что Домовые - это люди, умершие без причастия.
Менее распространенная версия, что домовым духом может стать существо, случайно или намеренно погубленное в пределах дома во время его строительства. Бытовали представления, согласно которым любое существо, измеренное мастером-строителем (мерка зарывается под одним из углов будущего дома), умирает, обращаясь в домового, но сохраняя прежние отличительные черты, привычки – например, мяукая и царапаясь, если была измерена кошка, и т. п.
Как выглядит Домовой?
Мало кто видел домового, чаще всего слышали его голос. Он шумит, бродит ночами по комнатам, вздыхает и бормочет.
Домовой в разных уголках России выглядел по-разному. Для жителей Смоленщины это - «седой старик с непокрытой головой, одетый в длинную белую рубаху»; в Вологодском крае - «небольшой старик с длинными седыми волосами и бровями, с сердитым выражением лица, кривыми ногами, тело, кроме рук с длинными ногтями и лица, покрыто белой шерстью»; орловский крестьянин уверял, что домовой - «черный, лохматый, здоровый как медведь, на голове шапка»; на русском Севере он являлся в облике хозяина того дома, где обитал, или же маленького старичка, покрытого шерстью.
По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу (мышь) или лягушку. Бывало, появлялся в виде тени на стене.
Не гневи Домового!
У русских крестьян преобладает уважительное, с некоторой опаской отношение к домовому. Домовой - рачительный хозяин, он любит семьи, где между людьми царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и порядке.
При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить Домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Ведь без людей домовой жить совершенно не может. Позабытый в заброшенном доме или на пепелище, лишившийся крова и хозяев домовой горько плачет, воет, кричит... Без человеческого общества домовой лютеет – становиться злым и агрессивным. Увы, таких домовых следует прогонять или, если хватит сил, убивать. Его уже снова невозможно приучить к людям.
В хороших семьях после ужина всегда оставляли на столе «харч для домового». «Хозяина» обязательно «кормили», т.е. угощали по большим праздникам (на Рождество, под Новый год, в Чистый четверг, а также перед Великим постом).
Были и особые праздники «домоведушки». Например на Ефрема Сирина (10 февраля), справляли именины домового. Если в этот день не оставить «дедушке» гостинца (хлеб, блины, соленую кашу на покрытом скатертью столе), то он в общем-то, из доброго существа может превратиться во вредного, и тогда все дела в доме пойдут наперекосяк. При этом приговаривали: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», «Хозяинушка-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води». После же праздничного ужина «суседко» весь год бывал смирен и услужлив.
На Федору (9 июня) домовой устраивается спать на венике, и его по неосторожности можно вынести из дома вместе с мусором. Поэтому, чтобы не ушли из жилья покой и уют, в этот день на Руси вообще не мели полы.
А в День Иоанна Лествичника (12 апреля) домовой начинал беситься до полуночи, как запоют петухи.
Необходимо знать и о привычках, способных обидеть Домового.
Домовой не выносит свист и иногда может почти сразу покинуть дом.
Домовых серьёзно раздражает табачный дым: этот дым потом никуда не выветривается, он оседает на мебель и скапливается по углам квартиры.
Неприятных гостей домовой будет стараться выжить всеми силами: он начинает душить их, давить на них. Приближение порчи домовой чувствует заранее. Если, к примеру, к вам в гости зашел недобрый человек с черными мыслями, принеся с собой ворох черноты, зависти, то домовой начинает беспокоиться. Если хозяин квартиры не слышит нашептываний домового, то последний пускается на все чтобы обратить на себя внимание. У недоброго гостя может вырваться из рук кружка и разбиться, разлиться что-нибудь на скатерть. Иногда посуда бьется у самого хозяина – это тоже предупреждение.
Так же никогда не стоит оставлять на ночь на столе колющие и режущие предметы (вилки, ножи, ножницы) и некоторые продукты (лук, чеснок, перец, соль) – всё это очень мешает домовому бороться против злых сил и защищать дом.
Общение с Домовым
Бытует мнение, будто после разговора с домовым можно онеметь или остаться заикой на всю жизнь. Поэтому лучше просто прислушиваться к Домовому.
А знаки домового наши предки понимали. Загремит посудой - будь осторожен с огнем. Заохает или заплачет - к горю. Намочит кого ночью - о болезни предупреждает. Выть начнет, дверями и ставнями хлопать - к покойнику. Но если ночью лапой своей мягкой погладит либо смеяться начнет или на гребешке заиграет - к радости.
Бывало, ночью наваливался Домовой на грудь человека и будил этим, и наши предки быстро спрашивали: «К добру или к худу?» И «дедушко» отвечал человеческим голосом, но тихо, будто ветер листьями прошелестит. Смельчаки сбрасывали его на пол, как кошку. Суседко при этом «крякал», но на такое обращение не обижался - сонному человеку все простительно.
Обращались к Домовому и за помощью. Так, если девица сомневалась в данном слове ее жениха и начинала опасаться, что он ее обманет и не женится на ней, то она прибегала к следующему обряду.
В любой четверг, кроме праздничных, оставшись одна дома, встань посреди комнаты, три раза перекрестись, три раза поклонись и прочти челобитную на домового:
Домовой домовик, головам головик, бережень дома, домовой балки, пола и подпола, людей домашних, скота и домашних птиц, заступник обманутых девиц, помоги мне, подсоби мне, выкликни, выкрикни, замани мне в мужья венчаные раба Божьего (имя), чтоб тянуло его в мой дом, на мою дорогу, к моему порогу, к моей двери, мне, рабе Божьей (имя), помоги, в сужены, ряжены раба Божьего (имя) дай. К моему порогу его сватов направляй. Аминь.
При этом бросали в подпол сахару или конфету.
Домовой помогает найти пропавшие вещи. Для этого его нужно просто попросить об этом: «Хозяин-батюшка, помоги, подскажи, где лежит то-то и то-то...». Или: станьте в угол комнаты и обратитесь к домовому: «Домовой, домовой, поиграй и отдай».
Если Домовой враждебно настроен
Если Домовой творит в доме всякие бесчинства, приносит беды, нужно попробовать договориться с ним всеми доступными способами: и пожурить, и поругать, и приласкать, и только если уж ничего не выходит, и он действительно очень злой, тогда выгоняйте, но помните, без домового житье худо.
Берите веник и, приговаривая: «Выметаю тебя, чужой, вредный домовой, выгоняю» – метите полы, заглядывая веником в каждый угол. И так каждый день, кроме пятницы, всю неделю.
отсюда
С уважением, Татьяна
Услуги астролога
Заказать консультацию
Оплата срочной консультации: яндекс-кошелек 41001388097805
Услуги астролога
Заказать консультацию
Оплата срочной консультации: яндекс-кошелек 41001388097805