Учимся задавать вопросы - Версия для печати +- Сайт профессионального астролога Татьяны Занадворовой (http://astro-regyna.ru) +-- Форум Мантика (http://astro-regyna.ru/forumdisplay.php?fid=17) +--- Форум Таро (http://astro-regyna.ru/forumdisplay.php?fid=18) +--- Темы: Учимся задавать вопросы (/showthread.php?tid=572) |
Учимся задавать вопросы - regyna_phpbb3_import1 - 08-01-2010 Учимся задавать вопросы Неоднократно видела поднимающуюся тему «какие вопросы лучше, и какие правильные». С одной стороны, совсем несложно научиться задавать вопросы «правильно», то есть правильно для тебя/клиента. Для меня «правильно задать вопрос» - это чтобы получить наиболее конкретные ответы и найти пути решения проблемы, причем несколько. С другой стороны – очень легко по неопытности, или будучи « в ситуации» подпортить дело с вопросом (про интерпретацию, когда ты « в ситуации», я сейчас говорить не буду). Далее я рассмотрю только некоторые моменты этики работы с клиентом при постановке вопросов, и этичность/резонность некоторых конкретных вопросов. Для проверки большинства любимых народом вопросов на «да»/«нет» просто задайте себе/клиенту вопрос – что я буду с этой информацией делать? Вместо пространных рассуждения, что «карты не любят такие вопросы», попробуйте посмотреть с этой стороны. Пример. Вот интересно Вам, женится ли на Вас Вася. У Васи сейчас другая женщина, к примеру. И у него с Вами ничего нет. Но вам оооочень интересно, женится ли на Вас Вася. К примеру, выпадают карты, которые иначе как «да» не истрактуешь. Ну мало ли, может у кого-то есть такие карты в колодах. И что, Вы сядете и будете ждать, что Вася придет и женится? К сожалению, большинство подобных вопросов задают с целью услышать желаемый ответ, но не с желанием что-либо делать. Я не воспринимаю Таро как столь скудный инструмент, мне не очень интересны такие вопросы на предсказание будущего, которое еще и изменчиво. Часть работы хорошего таролога, по моему мнению, состоит не в том, чтобы не жаловаться коллегам по цеху в рунете в духе «ну и вопросы, клиент идиот», а поговорить с клиентом так, чтобы понять, где причина постановки таких вопросов, в чем на самом деле проблема, и с чем человек пришел. А если не устраивает, что человек пришел погадаться в сообщество «нахаляву», и не потрудился сформулировать вопрос, - ну можно не гадать «нахаляву», пройти мимо, закрыть окошко в конце концов. Также важно научиться не переформулировать вопрос за клиента в лоб, чтобы клиент сбежал, считая, что его не слушали и с ним не согласились. А переформулировать аккуратно, мягко, вместе, разобравшись в ситуации вместе с ним, даже если Вам показалось, что вы-то уже и без карт всё поняли. Или же необходимо уметь ответить на изначальный вопрос так, чтобы дать полную информацию, и оставить выбор и ответственность за жизнь самому клиенту. Ну это-то ему надо оставить при любых формулировках Правда, консультации в сообществах отменяют львиную долю эффективности процесса, ну на то они и халявные консультации в сообществах. Клиент сэкономил на себе, оставим ему также и это право. Далее хочу разобрать ряд распространенных и эффективных, на мой взгляд, вопросов. «Как он/она ко мне относится?» - лично мне удобнее представлять четкий вектор-стрелочку, это конкретно «отношение этого человека ко мне, то, что от него исходит ко мне», и ничего более. «Как он/она меня видит?» - имеет уже другой акцент. Он обращает своё внимание на меня, и я кажусь ему милой/доброй/резкой/холодной/всё, что угодно. То, как он меня видит, не говорит о том, как он ко мне относится. Он может видеть меня как резкую даму и быть по уши влюблен, и видеть как милашку-смехотушку, и терпеть не может. «Чего я в этой ситуации не вижу?» - замечательный вопрос, который почему то редко используется сам по себе. Помогает раскрыть глазки на то, что видеть совсем не хотелось, и не обещает быть приятным. Но может быть очень полезным, если что-то с этой информацией потом сделать. «Что я могу сделать/изменить, чтобы гармонизировать следующую ситуацию/добиться желаемого?» - замечательный вопрос, однако ж требуются четкие формулировки, как именно гармонизировать, чтобы потом не было проблем с «заказывали-получили». Ибо мир может понимать совсем одно под гармонизацией вашей/чьей-то ситуации, и это может быть не то, что понравится Вам. А вы/клиент можете под гармонизацией понимать что-то другое. «В чем причина …?» - замечательный вопрос, если хочется разобраться и посмотреть вглубь ситуации. Что Вы такого уже сделали ( и, возможно, продолжаете делать), что привело к не совсем удовлетворительным результатам. Также можно смотреть , в чем причина определенного поведения/отношения/смены настроений другого человека, но в данном случае этичность и необходимость этого процесса будет зависеть от ситуации, и должна определяться, безусловно, мастером/тарологом. В заключение хочу сказать, что есть еще масса вменяемых по формулировкам вопросов, а с другой стороны, в каждой конкретной ситуации с опытом и головой на плечах у Вас начнут рождаться походящие вопросы сами. Надеюсь, что продолжение следует, в том числе с примерами-объяснениями очень некорректных вопросов, с точки зрения эффективности работы и этики. ================== Отсюда, автор eve545 |