Упражнение для достижения безмолвия - Версия для печати +- Сайт профессионального астролога Татьяны Занадворовой (http://astro-regyna.ru) +-- Форум Эзотерика (http://astro-regyna.ru/forumdisplay.php?fid=25) +--- Форум Работаем с энергиями (http://astro-regyna.ru/forumdisplay.php?fid=12) +--- Темы: Упражнение для достижения безмолвия (/showthread.php?tid=55) |
Упражнение для достижения безмолвия - Admin - 17-03-2008 2007-09-07 19:22:12 Regyna Что такое безмолвие? Это то состояние, когда не просто молчим, но и ни о чем при этом не думаем, голова, что называется, свободная. Скажете, просто? А если попробовать? Вот просто сесть (или даже лечь), расслабиться и... ни о чем не думать, не реагировать на шорохи за окном или за стенкой, остановить поток мыслей. Как? Получается? То-то! Без тренировки, без практики (хотя бы на первое время, пока не научимся входить в это состояние) -- никак. Я бы не назвала это состоянием Самадхи в полном смысле этого термина (все же Самадхи подразумевает просветление). Но серьезная ступенечка на пути к нему. И само упражнение. Привожу напамять, в том варианте, в котором видела его в одной из книг Елены Шубиной. Ну, в моей адаптации. Как уже говорила, садимся или ложимся поудобнее, чтобы нас при этом ничего не стесняло, не мешало. Можем включить какую-либо музыку для релаксации (хотя необязательно, это уж как для кого), зажечь свечку или ароматическую палочку (тоже, по желанию, на любителя). Далее входим в состояние медитации, расслабляемся. Далее пытаемся создать внутри своей головы океан пустоты, одновременно с этим представляем звенящую пустоту у себя в мозгу. И пытаемся его удержать. За один раз (тем более, если это самый первый раз, когда мы выполняем такое упражнение) удержать такое состояние надолго практически нереально, редко-редко кому это удается. Но хотя бы на несколько секунд. А при постоянной тренировке, регулярно практикуя эту медитацию, через некоторое время мы вдруг обнаружим, что уже без особых усилий достигаем контроля над своим умом, над мыслями, сознанием, эмоциями, даже над своим самочувствием. Со временем и при огромном желании получится удерживать такое состояние, пребывать в подобном безмолвном состоянии на протяжении даже нескольких часов. -------------------------- 2007-09-08 04:55:00 Is Гаутама Будда избрал такую медитацию, которую можно назвать основополагающей. Все другие медитации - это лишь различные формы наблюдения, однако в любой медитации наблюдение представляет собой основную часть, без него нельзя обойтись. Будда опустил всё и оставил только основную ее часть - наблюдение. В наблюдении есть три шага. У Будды вполне научный подход. Он начинает с тела, ибо тело наблюдать легче всего. Легко наблюдать, как двигается моя рука, как она поднимается. Я могу наблюдать себя идущим по дороге, я могу вести наблюдение за каждым своим шагом. Я могу вести наблюдение за тем, как я ем. Итак, прежде всего в випассане мы наблюдаем за движениями тела, это самый простой шаг. Любой научный метод всегда начинается с элементарного. Наблюдая за телом, ты с восхищением откроешь для себя новые ощущения. Наблюдая за движениями своей руки осознанно, внимательно, освободившись от сна, ты почувствуешь некую грациозность и тишину в руке. Можно совершать движение и без наблюдения, но в этом случае она будет двигаться быстрее и потеряет грациозность. Будда двигался очень медленно; его часто спрашивали, почему он так медленно ходит. Он отвечал "Это часть моей медитации: всегда ходить так, будто идешь зимой через холодный ручей... медленно, осторожно, ведь вода очень холодная, нужно следить за каждым своим шагом, чтобы не наступить на скользкий камень". Метод остается тем же, только с каждым шагом меняется объект. Вторым шагом является наблюдение за умом. Теперь ты переходишь в более тонкий мир, мир твоих мыслей. Если ты смог вести наблюдение за своим телом со стороны, то наблюдение за мыслями не составит особого труда. Мысли - это невидимые волны, электронные волны, радиоволны, но они так же материальны, как и тело. Они невидимы, как невидим сам воздух, но воздух так же материален, как и камень; это же касается и твоих мыслей они материальны, но невидимы. Это второй, средний шаг медитации. Ты движешься к неразличимому, но все же материальному - наблюдению за своими мыслями. Есть только одно условие: не разрешается высказывать свое мнение, судить. Не суди, ибо, как только человек начинает судить, он сразу забывает о наблюдении. В том, что я выступаю против высказывания суждений о происходящем, нет ничего противоречивого. Причина, по которой оценки запрещены, заключается в следующем: как только человек начинает что-то оценивать, например "Это хорошая мысль", "Это плохая мысль", - на это время он перестает вести наблюдение. Он начинает мыслить, он вовлекается в процесс мышления. Он не смог оставаться отрешенным, стоя на обочине и наблюдая за движением. Не становись участником происходящего вокруг тебя; это касается и похвалы, и хулы; не нужно отвлекаться на приходящие мысли. Наблюдай за своими мыслями, как за несущимися в небе облаками. Не давай своих оценок этим облакам: эта туча выглядит очень угрожающе, а это белое облако выглядит чудесно. Облака остаются облаками: они не хорошие и не плохие, они - облака. То же самое относится и к мыслям - маленьким волнам, проходящим через твой ум. Наблюдай безучастно, и тебя ждут еще большие сюрпризы. Когда наблюдение наберет силу, мысли начнут постепенно иссякать. Пропорция абсолютно одинакова: если наблюдение составит пятьдесят процентов, то и мысли пропадут на пятьдесят процентов. Если наблюдение составит шестьдесят процентов, то у тебя останется лишь сорок процентов мыслей. Если ты превратишься в девяносто девять процентов чистого наблюдения, то очень редко проскочит какая-то шальная мысль, всего лишь один процент проедет по дороге, движение практически прекратилось. Час пик, а на дороге ни одной машины. Когда ты освободишь свой разум от суждений на сто процентов, когда ты станешь чистым наблюдателем, ты станешь просто зеркалом, ведь зеркало никогда не дает оценок. Зеркало не шарахается, когда в него смотрит уродливая женщина. Зеркало остается чистым и тогда, когда в него кто-то смотрит, и тогда, когда в него никто не смотрит. На зеркало не влияет ни отражение, ни отсутствие отражения. Наблюдение становится зеркалом. Ты уже многого достиг в медитации. Ты уже прошел половину пути, и это была самая трудная часть. Сейчас ты уже знаешь секрет, и тот же секрет нужно применить к разным объектам. От мыслей нужно переходить к более тонким ощущениям - эмоциям, чувствам, настроениям; от ума - к сердцу, сохраняя то же самое правило, никакого суждения, только наблюдение. А сюрприз будет заключаться в том, что большинство эмоций, чувств и настроений, завладевших тобой... Когда тебе грустно, ты находишься во власти печали. Ты сердишься; гнев - это не половинчатое чувство. Ты весь охвачен гневом, каждая твоя клетка клокочет от ярости. Наблюдая за сердцем, ты почувствуешь, что не находишься в чьей-то власти. Печаль приходит и уходит, но ты не грустишь. Счастье приходит и уходит, но ты и здесь остаешься спокойным. Все, что затрагивает глубины твоего сердца, не в состоянии повлиять на тебя. Впервые к тебе приходит чувство, что ты - хозяин. Ты перестал быть рабом, которого все пинают в разные стороны; рабом, которого обуревают всевозможные эмоции и чувства; рабом, которого каждый может вывести из себя, и по любому поводу. Когда ты овладеваешь третьей ступенью, то впервые чувствуешь себя хозяином: ничто не в состоянии потревожить тебя, ничто не может поработить тебя; все осталось далеко позади, далеко внизу, а ты на самой вершине холма. Я перечислил три шага випассаны; эти три ступени ведут к двери храма, и эти двери всегда открыты. Когда научишься, вести постоянное наблюдение за своим телом, своим умом и сердцем, то больше ничего не нужно будет делать, останется просто ждать. Когда пройдены эти три этапа, четвертый появится сам собой, в качестве награды. Это гигантский прыжок от сердца к твоей сущности, к самому центру твоей жизни; происходит квантовый переход. Неожиданно твоя жизненная сила, твое наблюдение проникает в самый центр твоей жизни. Ты вернулся домой. Ошо |